На Онежском полуострове откроется музей малой авиации Севера

Деревянное здание аэропорта в старинной поморской деревне Лопшеньга на Онежском полуострове станет музеем малой авиации Севера. Проект «Воздушные причалы Белого моря» получил грант на восстановление аэровокзала и создание в нем музейного пространства. Авторы уверяют, что музей в действующем сельском аэропорту откроется впервые в России.

Сам деревянный аэровокзал Лопшеньги — уже раритетный экспонат. Таких в Поморье осталось всего семь. Недавно закрылись аэропорты в соседних Онеге и Пурнеме, потому что туда построили дороги, и необходимость в малой авиации отпала. А жители Лопшеньги пока летают, поскольку большую часть года другого пути сюда нет, только воздушный. Лишь с января по март открывается зимник.

Аэропорт, как и сама красавица деревня, стоит на самом берегу Белого моря. Дважды в неделю он принимает и отправляет самолеты Ан-2 из Архангельска. Плюс санитарные и заказные рейсы. В воздушной гавани всего один сотрудник — начальник Илья Иконников, он же диспетчер, техник, кассир и даже печник. Да-да, сельский аэропорт и в XXI веке отапливается дровами. В остальном здесь все как полагается: зал ожидания, комната матери и ребенка, диспетчерская вышка.

Сельский аэропорт и в XXI веке отапливается дровами. В остальном здесь все как полагается: зал ожидания, комната матери и ребенка, диспетчерская вышка

— Приближается лето — самая горячая пора, — рассказывает Иконников. — В Лопшеньгу полетят отпускники, дачники, детвора на каникулы. Число рейсов вырастет, и уже сейчас они переполнены. Летом я отправляю по 150-200 пассажиров ежемесячно, зимой поменьше. Пока в Лопшеньгу нет дороги, аэропорт будет жить. А когда в нем откроется музей, это спасет его и в том случае, если самолеты к нам летать перестанут. Только вместо пассажиров будут туристы.

Здание аэровокзала считается ярким образцом индустриальной архитектуры середины прошлого века. Время и морские ветра его не пощадили, но в рамках проекта аэропорт отремонтируют. Затем в нем будет воссоздан интерьер сельского аэровокзала 1960-х годов. Откроются интерактивные зоны и экспозиции по истории и современной жизни деревенских аэропортов. Одна из них — «Ероплан» — расскажет о появлении санитарной авиации в Поморье: в 1937 году именно Лопшеньга приняла первый По-2 с медиками на борту. Аэропорта тогда еще не было — самолет сел прямо на морской берег. Туристов будут завлекать не только выставками, но и полетами на Ан-2, который еще трудится всего в нескольких регионах России.

Проект музея в аэропорту Лопшеньги принадлежит нацпарку «Кенозерский». По словам начальника службы развития парка Александры Яковлевой, в его реализации примут участие 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, другие северные музеи, а также сами жители Лопшеньги и окрестных деревень. Можно сказать, аэропорт-музей создадут всем миром.

Справка «РГ»

В этом году деревне Лопшеньга исполняется 506 лет. В ней постоянно проживают более 200 человек. Практически все занимаются рыбной ловлей. Главным и единственным производством на протяжении десятилетий остается рыболовецкий колхоз. В деревне есть школа, почта, ФАП, дом культуры и храм. Лопшеньга находится на территории нацпарка «Онежское Поморье», который входит в «Кенозерский».

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply