6 января — Рождественский сочельник

В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово «сочельник»: 6 января — Рождественский сочельник и 18 января — сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в «церквях раздают святую воду», то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих возникает масса вопросов. Например, во сколько разрешается есть в Рождественский сочельник, если это последний день Рождественского поста, когда принято самое строгое воздержание? И что можно есть? Как правильно провести день накануне Рождества?

Начнем с сакраментального: «Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?» К сожалению, вопрос о еде в пост — неважно, Рождественский ли это пост, или Великий — часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово «сочельник» произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом — «сочива». Иван Сергеевич Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток — «взвар» (крепкий отвар) — из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика «Лето Господне», читаем: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели…» Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.

Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась верующими не одно столетие — в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть — но только сочива: строгий пост.

Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18–00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста — слово «разговение», не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.

Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду авторы броской заметки о том, «что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник»).

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество — время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:

«Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та.

Что озарили миру ясли

Новорождённого Христа…»

А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply