Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

Стратегические бомбардировщики – наиболее грозное оружие военно-воздушных сил, которое может себе позволить далеко не каждая страна. Сегодня только Россия и США обладают этим типом боевых самолетов. В затылок им дышит Китай, стремящийся получить в свое распоряжение все атрибуты великой державы. И гонка не останавливается. В настоящее время в недрах оборонно-промышленных комплексов США и России в обстановке строгой секретности разрабатываются проекты новейших стратегических бомбардировщиков. Американский проект получил название B-21 Raider, российский – ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Американский проект B-21 Raider компании Northrop Grumman представляет собой развитие концепции, заложенной в бомбардировщик B-2. Стоимость B-21 запланирована на уровне 550 млн долл., что значительно ниже стоимости B-2. ВВС США планируют закупить не менее 100 таких самолетов с возможным увеличением серии до 200 машин.

Общая компоновка B-21 схожа с компоновкой B-2: это самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с максимальным применением технологий снижения заметности. Исходя из размера ангара для B-21, предполагаемая длина его фюзеляжа составляет 15 м, размах крыльев – 42 м, что несколько меньше габаритов бомбардировщика B-2 (21 и 52 м соответственно). Заметность B-21 Raider в радиолокационном и тепловом диапазонах должна быть значительно меньше, чем у B-2, который и так считается одним из эталонов стелс-самолетов.

Силовая установка бомбардировщика B-21 будет включать два двигателя. Скорее всего, это будет либо двигатель Pratt & Whitney F135 от истребителя пятого поколения F-35, либо Pratt & Whitney PW9000, разрабатываемый на базе «гражданского» PW1000G с применением технических решений двигателя F135.

Перспективный бомбардировщик B-21 должен стать полноценным участником сетецентрического поля боя, обмениваясь информацией с другими самолетами, а также наземными и надводными боевыми единицами. Предусмотрена возможность и полностью беспилотного полета.

Габариты нового американского «стратега», скорее всего, будут несколько меньше его предшественника В-2

Также B-21 будет взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами, разрабатываемыми по программе Loyal Wingman («Верный ведомый»), которые смогут сопровождать бомбардировщик во время полета или даже перевозиться в его внутренних отсеках. Ведомые БПЛА будут решать задачи по вскрытию ПВО противника, создавать помехи, отвлекать противника, вызывая огонь на себя, а также выступать в качестве носителей оружия класса «воздух – земля» и даже «воздух – воздух».

Одно из ключевых отличий B-21 не только от B-2, но и от других самолетов стратегической авиации – возможность активной обороны от истребителей противника. В настоящее время для обеспечения выживаемости бомбардировщиков уже недостаточно ни высокой скорости в сочетании с большой высотой полета, ни скоростных бросков на сверхмалой высоте, ни технологий малой заметности и использования средств РЭБ. Стратегические бомбардировщики будущего должны уметь защищаться от истребителей и перехватчиков противника. В каком-то смысле история повторяется: по концепции обеспечения выживаемости B-21 во многом будет близок к Boeing B-17 Flying Fortress и Boeing B-29 Superfortress – бомбардировщикам времен Второй мировой войны.

Как и у многофункциональных истребителей пятого поколения, основой системы обороны B-21 станет радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Учитывая то, что РЛС с АФАР AN/APG-77 истребителя F-22 и РЛС AN/APG-81 истребителя F-35 разработаны компанией Northrop Grumman – той же самой, что проектирует бомбардировщик B-21, – никаких проблем здесь возникнуть не должно. Кроме того, на достаточно крупном бомбардировщике можно разместить гораздо больше приемо-передающих модулей, что позволит повысить дальность РЛС по обнаружению воздушных и наземных целей, а также ее эффективность при работе в режиме РЭБ.

В качестве второго элемента обороны бомбардировщика могут выступать оптико-локационные станции, аналогичные AN/AAQ-37 и AAQ-40, установленным на истребителе F-35. Их основной задачей станет обнаружение подлетающих ракет «воздух – воздух» и «земля – воздух».

Для противодействия истребителям противника планируется применять ракеты класса «воздух – воздух» – об этом в интервью журналу Air Force Magazine рассказал генерал-майор Скотт Плеус. С высокой вероятностью в боекомплект бомбардировщика B-21 войдет новейшая ракета такого класса AIM-260 JATM (Joint Advanced Tactical Missile) с дальностью стрельбы порядка 200 км.

Компания Raytheon разрабатывает ракету «воздух – воздух» Peregrine с многорежимной головкой самонаведения. Peregrine будет в два раза компактнее и легче, чем AIM-120 AMRAAM, при этом она должна обладать сопоставимой дальностью, а по маневренности не уступать ракете малой дальности AIM-9X. Также Raytheon занимается проектом малогабаритной противоракеты MSDM (Miniature Self-Defense Missile) длиной порядка 1 м, предназначенной для перехвата ракет класса «воздух – воздух» и «земля – воздух».

На малой дальности бомбардировщик B-21 сможет использовать для обороны лазерное оружие мощностью порядка 150 кВт и более. Вооруженные силы США ведут параллельно несколько проектов авиационного лазерного оружия, предназначенного для поражения ракет класса «воздух – воздух» и «воздух – земля». Даже если к моменту принятия на вооружение бомбардировщика B-21 разработка лазерного оружия еще не будет завершена, можно с уверенностью утверждать, что место для его установки в самолете предусмотрят.

Как бомбардировщик, B-21 Raider должен нести широкую номенклатуру ядерного и конвенционального оружия, в том числе управляемые и неуправляемые боеприпасы, предназначенные для поражения наземных, подземных и надводных целей. В этом арсенале наиболее опасны гиперзвуковые ракеты, например испытываемые в настоящее время крылатые ракеты ARRW (AGM-183A) с предполагаемой максимальной скоростью полета до 20 Махов.

На сегодняшний день официальных изображений ПАК ДА не существует. Есть только любительские картинки, нарисованные на компьютере

Про разрабатываемый в России перспективный авиационный комплекс дальней авиации известно значительно меньше, чем про американский B-21. Исходя из открытых данных, концепции обоих бомбардировщиков достаточно близки. ПАК ДА – это самолет, также выполненный по схеме «летающее крыло» с учетом технологий снижения заметности. В настоящий момент облик самолета уже утвержден и прошел испытания на радиолокационную заметность. В силовой установке ПАК ДА предположительно будут использоваться улучшенные турбореактивные двигатели на базе унифицированного газогенератора двигателя НК-32 второго этапа, устанавливаемого на модернизированные бомбардировщики Ту-160М.

Как и B-21, ПАК ДА должен поддерживать полностью автономный беспилотный полет, но маловероятно, что этот режим его эксплуатации станет очень востребованным. Опять же, ПАК ДА, как и его американский «коллега», будет взаимодействовать с ведомыми БПЛА.

Наиболее реалистичным кандидатом на роль РЛС для ПАК ДА можно считать РЛС Н036 «Белка» с АФАР, разрабатываемую для истребителя пятого поколения Су-57

Заявлено, что перспективный российский бомбардировщик сможет использовать оружие класса «воздух – воздух». Это потребует установки мощной РЛС с АФАР. Наиболее реалистичным кандидатом на эту роль является РЛС Н036 «Белка», разрабатываемая для истребителя пятого поколения Су-57. Возможно, в версии для ПАК ДА будет увеличено количество приемо-передающих модулей, что позволит повысить энергетические характеристики РЛС. Преимуществом РЛС «Белка» является наличие дополнительных антенн дециметрового L-диапазона для поиска малозаметных целей. Скорее всего, возможности РЛС будут дополнены современным оптоэлектронным комплексом, обеспечивающим обнаружение подлетающих ракет.

В качестве оружия «воздух – воздух» могут использоваться ракеты РВВ-СД и РВВ-БД средней и большой дальности соответственно или какие-либо иные перспективные изделия, информация о которых пока в открытой печати отсутствует. К сожалению, нет данных и о разрабатываемых российских противоракетах «воздух – воздух», а также о возможности применения на ПАК ДА лазерных комплексов самообороны.

Двигатель HK-32-02, устанавливаемый на модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160М. Он же, вероятно, будет использоваться на ПАК ДА

В номенклатуру наступательного оружия бомбардировщика войдут все типы современных крылатых ракет с ядерной и конвенциональной боеголовкой, использующиеся в настоящее время для вооружения Ту-95МС/МСМ и Ту-160М, а также корректируемые и свободно падающие авиабомбы. Как и у B-21, самыми грозными в арсенале ПАК ДА станут высокоточные гиперзвуковые ракеты большой дальности.

Так Какой бомбардировщик круче – американский B-21 или российский ПАК ДА? Точно ответить на этот вопрос мешает секретность обеих программ. Вероятно, по показателям малозаметности B-21 будет значительно превосходить ПАК ДА, поскольку у американцев в этой области большой опыт. Скорее всего, лучше будет и силовая установка B-21, основанная на новейших технических решениях двигателей F135 или PW9000, – силовая установка ПАК ДА сделана на базе двигателя НК-32, разработанного в конце 1970-х годов. Однако, учитывая отсутствие информации о габаритах ПАК ДА, можно предположить, что меньшая топливная эффективность двигателей российского бомбардировщика будет скомпенсирована увеличенным запасом горючего, позволяющим в конечном итоге получить сравнимые параметры дальности полета и боевой нагрузки.

Возможности B-21 по обнаружению воздушных и наземных целей, скорее всего, также будут превосходить ПАК ДА: США гораздо дольше занимаются разработкой РЛС с АФАР. Потенциальным преимуществом российской машины может стать наличие антенн дециметрового L-диапазона, обеспечивающих обнаружение малозаметных самолетов, что отчасти компенсирует большую радиолокационную заметность ПАК ДА по сравнению с B-21.

Согласно объявленным планам, первый полет ПАК ДА состоится в 2025-2026 годах

Периодически появляется информация о разработке в России радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР), способной в значительной степени нивелировать возможности технологий снижения заметности. С такой РЛС российский бомбардировщик получит неоспоримое преимущество над своим оппонентом.

Серьезным недостатком как ПАК ДА, так и других российских боевых самолетов является отсутствие малогабаритных противоракет, способных поражать ракеты «воздух – воздух» противника методом прямого попадания. Но это претензия не к самолету, а к его арсеналу. Впрочем, серийные образцы противоракет пока не поступили на вооружение и в США. Не исключено, что в России ведутся разработки такого оружия, но информация о них пока не разглашается. Также ничего не известно о создании в РФ боевых лазеров тактического класса, однако потенциально в проекте ПАК ДА может быть зарезервировано место для установки перспективных систем обороны на базе лазерного оружия.

По наступательным вооружениям B-21 и ПАК ДА, скорее всего, будут иметь паритет: оба самолета смогут нести малозаметные дозвуковые крылатые ракеты большой дальности с ядерной и конвенциональной боевой частью, а также перспективное гиперзвуковое оружие. Причем в части гиперзвука Россия даже может выбиться в лидеры.

На первый взгляд может показаться, что B-21 в целом круче: здесь и меньшая заметность, и более эффективные двигатели, и лучшие РЛС с АФАР, и компактные противоракеты, и лазерное оружие самообороны. Но в реальности все гораздо сложнее, и преимущество той или иной платформы может доказать только ее многолетняя эксплуатация. Несмотря на желание ВВС США снизить стоимость программы B-21 по сравнению с B-2, ситуация может получиться обратная: опыт создания истребителей серии F-35 или эсминцев типа Zumwalt наглядно продемонстрировал, как дорожают перспективные американские вооружения в процессе разработки. К тому же технологически навороченная модель может оказаться слишком сложной и неудобной в эксплуатации и уступить по общей эффективности более простым, но надежным «рабочим лошадкам».

 

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply