Что оставил нам Андрей Мягков

Когда думаешь об этом актере, перед глазами обязательно встает Женя Лукашин. Есть такие актерские судьбы — они накрепко привязаны к одной, ставшей немыслимо популярной роли. Андрей Мягков, прекрасно известный театралам по ролям в театре «Современник» и МХТ, сыгравший в кино более полусотни ролей, прочно вошел в наше сознание двумя работами в фильмах Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Служебный роман». Вот уж действительно — ирония актерской судьбы.

Эти картины обладают редчайшим для кино качеством — они обаятельны. Не сусально милы, не паточно сладки, а именно обаятельны — живое, теплое, близкое нам существо! С их героями хотелось дружить, им улыбаться, они вошли в нашу жизнь сразу и навсегда — не случайно же именно их мы регулярно приглашаем к новогоднему семейному столу, — без них праздник уже не праздник. Ясноглазый, лобастый москвич Женя Лукашин никогда не лез в карман за словом, и его наступательно-оборонительная пикировка с ленинградкой Надей слушалась с нескончаемым наслаждением: это были игры разума, которые всегда заканчиваются к общему удовлетворению и счастью. Маленькая победоносная война разгоралась и в «Служебном романе» — этот дуэт Андрея Мягкова с Алисой Фрейндлих тоже относится к нашим самым счастливым мгновениям в кинозале и у телевизора.

Впервые в кино Мягков появился в фильме Элема Климова «Похождения зубного врача», и популярность не пришла тогда к нему только из-за трагической судьбы этой картины: ее положили «на полку» как «порочную, искажающую советскую действительность», и ее мало кто видел. 26-летний актер сыграл там молодого талантливого стоматолога, научившегося рвать зубы без боли и подвергшегося всем испытаниям, которые выпадают у нас на долю таланта — по мнению обывателя, «выскочки», здоровый коллектив всегда поставит такого на место. В этой картине сложился и первый дуэт Мягкова с Алисой Фрейндлих.

Среди его наиболее значительных ролей в кино и на телевидении — Алеша Карамазов в трехсерийной экранизации Ивана Пырьева, Барон в телеспектакле «На дне», шахматист Хлебников в «Гроссмейстере» Сергея Микаэляна, Алексей в «Днях Турбиных» Владимира Басова, гротескный самодур Царь в лубочной комедии Сергея Овчарова «Сказ про Федота-стрельца». Эльдар Рязанов, точно угадавший в Мягкове своего Лукашина, сразу ангажировал его в свою постоянную актерскую команду и снял в «Жестоком романсе» (Карандышев), в сатирическом «Гараже», в «Служебном романе».

В кино Мягкову довелось сыграть и реальных исторических персонажей — он был молодым Герценом в фильме «Старый дом» и Аркадием Гайдаром в «Серебряных трубах». Этапной работой для актера стала роль в фильме-диалоге Марлена Хуциева «Послесловие», где его партнером был Ростислав Плятт. В Московском Художественном театре Андрей Мягков играл Треплева в «Чайке», Войницкого в «Дяде Ване», Репетилова в «Горе от ума», Бессеменова в «Мещанах», Зилова в «Утиной охоте»…

С его героями хотелось дружить, им улыбаться, они вошли в нашу жизнь сразу и навсегда 

Актер огромных возможностей, он мог играть и драму, и комедию, и гротеск, и классику и современность. Неотразимо обаятельный интеллектуал в одних ролях, он мог быть отталкивающе колючим или невзрачно «серым» в других. Пробовал себя в режиссуре («Ретро» в МХТ), преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, писал книги и увлекался портретной живописью. Но широкой публике, как всегда, известна только вершина человеческого айсберга, но эта вершина будет сиять нам сквозь годы еще очень долго. Как только часы пробьют наступление Нового года, мы снова прильнем к телевизорам — погрузиться в волны любимого кино, каждую фразу которого знаем наизусть. Чтобы согреться.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply