Каннский фестиваль: можно говорить о серьезном успехе российского кино

Каннский фестиваль-2021 завершен. Первый большой фестиваль эры COVID-19, который прошел хоть и в прифронтовой обстановке, но в обычном формате.

Можно смело говорить о серьезном успехе российского кино: 6 фильмов-участников и 3 победителя — Гран-при в главном конкурсе дорожной драме «Купе номер шесть» о путешествии финской студентки и русского шахтера в поезде Москва — Мурманск; фильм снят в копродукции Финляндии и России (режиссер Юхо Куосманен, участвуют российская продюсерская группа и в основном наши актеры), Гран-при конкурса «Особый взгляд» фильму Киры Коваленко «Разжимая кулаки» и Гран-при конкурса NESPRESSO TALENTS в программе «Неделя критики» трехминутной антиутопии Клима Тукаева «Почтальон».

Двухлетний перерыв на пандемию не принес ожидаемого половодья шедевров — программа 74-го фестиваля оказалась не сильнее других. Главный конкурс не выявил безусловных, всеми признанных лидеров, которым суждена долгая жизнь на экранах, и с полной уверенностью предсказать победу какому-то из фильмов было невозможно. Тем не менее жюри под водительством Спайка Ли — первого в истории фестиваля чернокожего президента судейской коллегии — назвало своих фаворитов.

Гран-при награждена, кроме финско-российского «Купе номер 6», социальная драма Асгара Фархади «Герой» — история о человеке, брошенном в тюрьму за долги, но получившем двухдневный отпуск, за время которого он умудряется стать национальным героем и воплощением лучших качеств иранского народа.

Приз за лучшую режиссуру получила сюрреалистическая рок-опера «Аннетт» Леоса Карракса с ее по-оперному условным либретто, которое ожить может только в вихрях гениальной музыки. Сундтрек группы Sparks хорош, но не образует единой музыкальной волны, способной нести вас над сюжетными неловкостями, их не замечая. А главное, чего мне не хватало в фильме Карракса — это самого Карракса с его парадоксальным мышлением, жонглированием неожиданными образами, с его юмором — в «Аннетт» нет ни секунды, рассчитанной на улыбку зрителя. Адам Драйвер играет мрачного стенд-ап-комика, влюбленного в оперную диву Анну (Марион Котийяр). Общество их союз не одобряет — газеты выходят под заголовками типа «Красавица и ублюдок». После ночи любви (идет лирический дуэт голышом) рождается дочка Аннетт, похожая на Чаки из подросткового хоррора. Пружина сюжета — самовлюбленность героя: его раздражает слава оперной жены, и он лелеет мысль от нее избавиться. Утоплением супруги кровавые деяния монстра не закончатся, и вот уже идет поющее следствие, поющий суд, мораль, пропетая дочкой. Но где Карракс, остроумец и хулиган, кинематографический Сальвадор Дали, создатель оригинальнейших фантасмагорий? Где его уникальное чувство свободы в фантазии и ее воплощении? Или без своего талисмана Дени Лавана он, как остриженный Самсон, теряет волшебную силу? Карракс уникальный режиссер, и я рад его успеху — но куда смотрело каннское жюри, когда в конкурсе-2012 показывали его неоцененный шедевр «Корпорация «Святые моторы»?

Приз жюри поделен между драмой израильтянина Надава Лапида «Ахедово колено» и сеансом медитации «Память» Апичатпона Вирасетакула о путешествии в Колумбию и в глубины подсознания, где оживают грезы о прошлом. Это вторая каннская награда тайского режиссера-художника — первую, Золотую пальмовую ветвь, он получил в 2010 году за «Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Новый приз — подарок ко дню рождения мастера, мистически совпавшему с днем подведения фестивальных итогов.

Приз за лучший сценарий достался фильму Рюсукэ Хамагучи «Сядь за руль моей машины». Это трехчасовая драма на сюжет Харуки Мураками о режиссере, который едет в Хиросиму ставить «Дядю Ваню». У героя сложные отношения с женой — она ему изменяет с молодым актером, а потом исчезает, и теперь герой пытается разгадать ее тайну. Ему ассистирует водитель машины — молчаливая женщина, с которой у него завязывается странная доверительная дружба…

Призом за лучшую женскую роль награждена Ренате Рейнсве («Худший человек на свете» Йоакима Триера, Дания), за лучшую мужскую роль — Калеб Лэндри Джонс («Нитрам» Джастина Курзеля, Австралия).

И наконец, главный лауреат 2021 года, обладатель Золотой пальмовой ветви. Им стала француженка Джули Дюкорно, снявшая сенсационный акт совокупления героини с автомобилем и родов механического младенца — психиатрический боди-хоррор «Титан». Жюри таким образом убило трех зайцев: по каннской традиции не прошло мимо садистского эксперимента с человеческим телом, удовлетворило амбиции хозяев поля — французов и наградило режиссера-женщину, войдя таким образом в историю фестиваля: до сих пор единственной женщиной, обладательницей Золотой пальмовой ветви, была австралийка Джейн Кэмпион («Пианино»).

Для бравурного закрытия кинофорума был выбран боевик «Из Африки с любовью» — третья часть пародийной франшизы о приключениях агента OSS-117, которую в 2006-м начал Мишель Хазанавичюс, а теперь продолжил, обещая влить новую кровь, Николя Бедос («Прекрасная эпоха»). При всем обаянии Жана Дюжардена («Артист») в роли французского Бонда франшиза получилась не очень остроумной, и выбор фестиваля мне показался странным.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply