Концертный зал «Зарядье» открыл новый сезон экологической музыкой

В программе оркестра musicAeternа, выступившего в Москве с немецким дирижером и композитором Грегором Майерхофером, прозвучала российская премьера его сочинения Insect concerto («Концерт насекомых»), написанного в 2018 году и посвященного жизни (выживанию) на земле самых хрупких существ — насекомых, численность которых стремительно сокращается из-за катастрофической деятельности человека.

Актуальная партитура была дополнена в программе темой моря («Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бенджамина Бриттена) и «этническими» мотивами Девятой симфонии «Из Нового света» Антонина Дворжака.

Между тем музыка Insect concerto поразила восхитительным звуковым миром — с прозрачным шумом от взмахов смычков (крыльев), «стрекотом» сверчков, шипением, взлетающими глиссандо, жужжанием вибрато, царапанием — всей тончайшей и мерцающей звуковой фактурой, настолько бесплотной , что казалась возможной только в электронном воспроизведении.

Сама идея партитуры — попытка создать через музыку контакт человека и насекомых, расслышать их голоса, осознать, что жизнь этих существ имеет значение. На фоне экологической катастрофы вымирание насекомых стало одной из актуальнейших проблем. Именно с жизнью кузнечиков, бабочек, пчел связано сохранение фундаментальной для выживания человека биологической цепи. Грегор Майерхофер привлекает внимание к этой теме: только в Германии, по его словам, из-за применения пестицидов количество летающих насекомых сократилось на 75 процентов, следствие — вымерло от 50 до 80 процентов птиц.

Он писал Insect concert как музыку-акцию, музыку-перфоманс, в котором изначально был задействован хор из 42 сверчков: на премьере их стрекот, усиленный микрофонами, звучал на сцене вместе с Берлинским филармоническим оркестром. Позже по гуманным соображениям он переписал партитуру на оркестровый состав, но musicAeternа на российской премьере в «Зарядье» не отказались от главной идеи перфоманса — экзистенциальной «встречи» человека с насекомыми. Часть оркестра, озвучивавшая диковинный музыкальный мир стрекоз, сверчков и муравьев, играла на сцене, другая часть оркестра — в зале, среди публики. По ходу исполнения все музыканты соединялись на сцене.

Сам Грегор Майерхофер, впервые выступавший в России, написал уже другую «экологическую» партитуру — «Концерт по переработке отходов», посвященный теме мусора, где он использует инструменты, сделанные из отходов — бутылок, крышек, металлолома. Но пока эта партитура ждет премьеры, в зале «Зарядье» он предстал в качестве дирижера. Выбранные им сочинения Бриттена и Дворжака органично встроились в его сюжет о единой живой системе планеты.

Сюита из оперы «Питер Граймс» прозвучала с особой бриттеновской интонацией — тягучей, темной, сливающей внутреннее человеческое напряжение с состоянием природы. Это напряжение взрывалось в штормовой экспрессии и так и не рассеялось ни на мгновение — даже в «лучах» флейт и арф в интерлюдии «Лунный свет». В симфонии «Из Нового света» Майерхофер с какой-то ликующей приподнятостью развернул многочисленные слои дворжаковской партитуры: ее вариации негритянского спиричуэла, индейского, богемского мелодизма, ее оркестровую объемность, отсылающую к Бетховену и даже к Вагнеру, — создав в итоге впечатляющую звуковую картину единства мира.

Источник

Leave a Reply