«От сумы да от тюрьмы не зарекайся»: Елена Цыплакова – о драме «Несломленная»

С 5 апреля в эфире телеканала «Россия 1» – новая режиссерская работа народной артистки России Елены Цыплаковой – многосерийная драма «Несломленная». Режиссер, подарившая зрителям сериалы «Семейные тайны», «Женщина без прошлого», «Кармелита. Цыганская страсть», «Пока станица спит» и другие, верит, что ее новая работа будет высоко оценена зрителями – ведь над ней работали сильные актеры и профессиональная команда. Об этом Елена Октябревна рассказала в эксклюзивном интервью нашей платформе.

— Елена Октябревна, 5 апреля состоится премьера вашего нового проекта «Несломленная». Что именно тронуло вас в этой истории? Чем она вам интересна?

— В самом названии «Несломленная» уже заложена суть сюжета. Это судьба молодой женщины, которая проходит сложный и долгий путь – от роскошной жизни бизнес-леди через предательство близких, тюрьму, рождение и потерю ребенка, поддержку настоящих друзей – к радости и счастью. И весь ее путь – это полный набор несчастий. Как человек выйдет из этого? Сегодня эта история очень актуальна, а фильм просто необходим как некая внутренняя нравственная основа. Мне кажется, наша картина будет помогать людям проходить через какие-то испытания. В этом смысл искусства – помочь человеку разобраться в своих проблемах, осознать, куда двигаться дальше. Вот об этом наш фильм. Главная героиня проходит эти этапы осознания себя и своей жизни, это очень интересная история, я сразу ей увлеклась. У нас получилось настоящее и искреннее кино, которое, я надеюсь, по достоинству оценит зритель.

— Женская доля у вашей героини непростая, но именно такие истории всегда вызывают живой интерес у аудитории. Как вы думаете, смогут зрители найти ответы на какие-то вопросы?

— Мы рассказываем о том, что может случиться абсолютно с каждым. Есть выражение: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Вот была богатая женщина, а потом у нее ничего не осталось, но как она в этой ситуации сохраняет себя! Это, наверное, самое важное. В тюрьме главной героине говорят: «Важно, не за что ты сюда попала, а для чего!». Что с тобой будет, когда ты выйдешь? Что с тобой за это время случится? Сумеешь ли ты остаться порядочным человеком и осознать свои ошибки? Вроде всего восемь серий, но здесь много человеческих проблем, размышлений о поступках, о нравственных основах человеческого существования.

Кадр из сериала «Несломленная»

— Главную роль исполнила Марина Коняшкина, выпускница Театрального института имени Бориса Щукина. Как вам с ней работалось?

— Для меня Марина Коняшкина стала открытием и идеальным попаданием в роль. Мне как режиссеру очень важно, чтобы актер мог показать свою внутреннюю жизнь. Не проигрывал текст, а играл атмосферу, состояние, перемены, которые происходят с героем. В этом смысле Марина совершенно уникальная и выразительная молодая актриса, очень тонкая именно профессионально, у нее широчайший актерский диапазон и мощнейший потенциал. Несмотря на физическую хрупкость, в ней есть мощный дух и энергия, а такие вещи чувствуются на экране, и это мне очень нравится. Марина, на мой взгляд, входит в плеяду замечательных артистов.

— В драме «Несломленная» – прекрасный актерский состав. Смогли ли актеры передать главную идею фильма? Насколько их участие повлияло на итоговый результат?

— У нас, правда, очень хороший кастинг, просто чудесный. Все персонажи получились разными, с такими драматургическими и любопытными поворотами. Это, конечно, заслуга потрясающих актеров – Марина Коняшкина, Юра Беляев, Илья Носков, Паша Баршак, Саша Власова, Ира Розанова. Они украшение в этой картине. Я очень рада, что мне удалось собрать в одном проекте таких артистов. Например, я очень люблю Юрочку Беляева, он уникальный и глубокий артист, который согласился сыграть не очень большую, но важную роль. Или потрясающая Ирочка Розанова, с ней мы дружим уже много лет. Илья Носков снимался у меня еще в «Свидетельстве о рождении». Я люблю приглашать актеров, когда точно вижу, что для них есть роль, пусть и небольшая. И я так радуюсь, когда они соглашаются и обстоятельства складываются таким образом, что в этот момент времени они не заняты в других проектах.

Кадр из сериала «Несломленная»

— Было ли что-то, что вас удивило во время работы над фильмом?

— Калининград, где проходили съемки. Я была там первый раз, и я в восторге от той красоты, что есть в этом городе и его окрестностях. Когда смотришь на экран, кроме интересной истории хочешь еще получать эстетическое удовольствие. Ирина Антонова, президент Пушкинского музея, говорила: «Русское искусство всегда стояло на двух очень важных вещах – на этике и эстетике». Вот для меня это очень важно. Я надеюсь, что зрители получат настоящее удовольствие не только от замечательной игры актеров, но и от удивительных мест и от того, как грандиозно это все снято.

— Вы не редко играете в своих же фильмах женщин, познавших и большую радость, и большое горе. Вы чем-то похожи на своих героинь?

— Это только в последнее время я стала играть в своих сериалах, раньше не снималась. Это достаточно напряженно, когда сам играешь и снимаешь. На себя смотреть очень сложно! Я, когда себя вижу на экране, думаю: «Усталый режиссер выполз на экран!» А потом понимаю, что я делаю в картине то, что связано с моим человеческим мировоззрением. Есть слова, которые я очень рада произносить в кадре. В «Несломленной» я как раз и играю такую роль женщины, которая очень помогает главной героине.

Кадр из сериала «Несломленная»

— Жанр многосерийных теленовелл для вас не новый. Что привлекло вас в длинной форме повествования? Насколько сложно было адаптироваться к новым условиям?

— Когда я снимала полный метр, это было не очень форматно для нашего проката. Картина «Камышовый рай» получила международную награду в Сан-Себастьяне, но ее мало где показывали у нас, даже сегодня она идет крайне редко по ТВ. Мою другую работу – фильм «На тебя уповаю» – вообще не взяли в прокат. Прокатчики сказали: «Зачем нам такое грустное кино?». А ведь я получила за этот фильм несколько спецпризов, картина занесена во всемирную энциклопедию «Британика» как явление в российском кинематографе. Поэтому я выбираю формат сериалов, поднимаю в них те же проблемы и вопросы, которые меня и раньше интересовали, но они находят своего зрителя. Тем более что сегодня сериалы смотрят гораздо больше, чем фильмы. Когда только стала этим заниматься, то поняла, что сериал – это невероятная гонка, которая требует от всей команды такой собранности и организованности, такой колоссальной выработки. Это бешеный труд!

— Принято считать, что режиссер – это мужская профессия. Она требует жесткого характера, чтобы добиться от актеров и других членов команды именно того, что тебе нужно. Какая вы на площадке – готовая идти на компромиссы или предпочитающая авторитарный метод работы?

— Все очень по-разному. В моем случае авторитарность – это добиваться в срок поставленных целей. У меня как у режиссера есть съемочный план, и он требует невероятной собранности. Приходится подгонять народ, а как быть?! Это раньше можно было сидеть и ждать облачка на небе, теперь такой возможности у нас нет. Хочешь – не хочешь, а ты должен уложиться в план. Поэтому, может быть, такую организованность во время процесса воспринимают как жесткость. А какая это жесткость? Это необходимость все успеть в срок.

Кадр из сериала «Несломленная»

— Приветствуете ли вы, когда актеры импровизируют на съемочной площадке?

— Все строится на доверии к тем, кого я приглашаю в проект. Есть актеры, которым я практически ничего не говорю, они делают то, что мне нравится. Или бывают актеры, которые импровизируют, но делают это не к месту. Тогда я останавливаю и прошу сделать так, как нужно мне. А есть и такие, кто предлагают свои варианты, и, естественно, я выбираю тот, который больше подходит для моей истории. Я всегда слушаю, когда актеры предлагают, потому что я работаю с такими актерами, которых не слушать было бы глупо. Я иногда привожу такой пример. Мы работали с Володей Ильиным в Минске, и нужно было снимать сцену с дедушкой в трамвае. Вдруг он приходит ко мне и говорит: «Лена, я такой трамвай видел в городе!». Мы нашли этот единственный старый красный трамвай. И тут же пришло совершенно другое решение целой сцены, именно от его предложения. И это сработало!

— Какой реакции на «Несломленную» вы ждете от зрителей?

— Глубокой. Я вспоминаю момент, когда после сериала «Черная кошка», в котором я сыграла мать главного героя-бандита, ко мне на улице подошла пожилая женщина, взяла меня за руку, посмотрела прямо в глаза и произнесла: «Спасибо вам за роль матери». Она так грустно это сказала, а потом пошла, вся сгорбленная. Пошла точно так, как я шла в конце фильма. Было видно, что сериал по-настоящему ее тронул, чувствовалось, что в ее жизни произошло нечто похожее. Я считаю, что слова не всегда важны, пусть будет немногословно, но глубоко. Иногда бывает, зритель молчит, и это молчание говорит намного больше, чем любые слова. Хорошо, когда зрители после спектакля аплодируют не сразу. Значит, что-то осмысливают, значит, что-то их тронуло. Истинный смысл любого искусства, на мой взгляд, помогать становиться более совершенным, помогать осознавать, что есть добро и зло. Поэтому я всегда стараюсь браться за материал, который дает возможность размышлять и проверять себя, насколько ты прав или не прав.

— Слово ранит и слово лечит. Насколько, по-вашему, велико значение и ответственность слова?

— Слово творит! Я глубоко убеждена, что все мысли материальны. Я всегда, когда читаю книги, подчеркиваю в них фразы, потому что бывает, что одна фраза может оказаться важна для тебя и стать тем самым проводником. Или ты вдруг видишь точную формулировку, идентичную тому, что происходит у тебя внутри. Я однажды в Совете кинематографистов выступала на конференции какой-то, и мне говорят: «Чего ты так часто Евангелие цитируешь?» Я говорю: «Сформулировано гениально!» То же самое и с фильмами, всего одна фраза, а человек об этом думает. Я очень трепетно всегда отношусь к текстам, которые мне присылают, стараюсь избавить их от воды и пустых слов, которые ничего не значат. Перед съемками мы с актерами проходимся по тексту, очень важно, чтобы еще на уровне подготовки герои говорили своим языком, а не одним и тем же все подряд.

— Что для вас как для режиссера является наивысшим счастьем и моментом удовлетворения?

— Когда я еще только уехала учиться в Москву, отец написал мне письмо, в котором была одна очень важная фраза: «Не отпусти радости труда, чтобы не обрести бремя существования». Меня очень радует, когда все складывается! Я получаю колоссальное удовольствие, когда актеры прекрасно работают, потому что это большая редкость, а потому огромная радость. Для меня очень важно, когда работа идет радостно, несмотря на сложности. Сейчас я поздравляю всю команду с выходом сериала «Несломленная», потому что именно команда делает кино, а не один человек! Очень жду, как ребята будут реагировать на то, что получилось. Важна не только зрительская реакция, но и всех тех, кто работал на проекте – столько энергии, сил и человеческого отношения они вкладывают.

— Над каким проектом вы работаете сейчас?

— Сейчас мы работаем над новым сериалом «Когда закончится февраль» для телеканала «Россия 1». Это совершенно другая история, отличная от «Несломленной», но уже могу сказать, что главную роль в нем тоже играет Марина Коняшкина. К тому же есть еще одна история, к ней уже пишется сценарий. Посмотрим, что из этого получится!

Смотрите сериал «Несломленная» с понедельника по четверг в 21:20 на канале «Россия 1»!

Татьяна Санина, Smotrim.ru

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply