Проповедник цыганской души в мире: Ушел из жизни Николай Сличенко

Не стало бессменного руководителя главного цыганского театра страны, народного артиста СССР Николая Сличенко. Ему было 86 лет, из которых 70 лет он отдал театру «Ромэн». Он пришел сюда после войны артистом вспомогательного состава, а в 1977 году стал его художественным руководителем. О театре, который стал смыслом его жизни, о загадочной и бунтарской цыганской душе Николай Сличенко рассказывал в интервью «РГ». Открыто, откровенно и с огромным уважением и любовью к цыганской культуре. Он и сам был таким, преданным своему делу, истинным проповедником цыганской души в мире. Таким мы его и запомним.

Как вы думаете, в чем уникальность цыганской культуры? Чем она привлекает людей?

Николай Сличенко: Мы с нашим спектаклем «Мы — цыгане» объездили очень много стран, почти полмира. И во всех странах без исключения нас принимали очень тепло, везде было много зрителей. Почему так происходит, не могу сказать. Наверное, потому что это творчество именно цыганское (смеется).

Что нового цыгане привнесли в Россию, в русскую культуру?

Николай Сличенко: Я бы говорил и об обратном, что Россия привнесла в нашу цыганскую культуру. Цыгане пришли в Россию. Услышали русскую песню. Она им понравилась, и они стали петь русские песни, но по-своему, добавляя свое понимание и темперамент. И известные русские романсы пели по-своему.

Какой он, цыганский народ?

Николай Сличенко: Сто голов — сто умов. Но для меня это мирный народ, любящий свои семьи и своих детей. Знаете, цыгане в основном однолюбы. Когда говорят о страстях, буйстве — это все сказки. У каждого народа свой темперамент, но это не значит, что обязательно должно быть буйство страстей, а то получается какой-то сумасшедший дом. Цыгане — нормальные люди со своим темпераментом.

Вы посвятили театру «Ромэн» всю жизнь. Сильно он изменился за эти десятилетия?

Николай Сличенко: Театр — это искусство, а оно не стоит на месте. Постоянно что-то меняется (ухудшается или улучшается). Раз на раз не приходится. Все зависит и от драматургии, и от режиссера, и от музыкального оформления — много слагаемых. Нельзя говорить, стало хуже или лучше. Это вечный процесс.

Молодые артисты идут в театр?

Николай Сличенко: Да, конечно. Мы даже открыли студию на базе Театрального института имени Бориса Щукина. Там учится 21 человек. Так что у театра, будем надеяться, есть будущее.

А много зрителей приходит в театр?

Николай Сличенко: Желательно бы больше (смеется). На какие-то спектакли больше людей приходит, на какие-то — меньше. Так уж повелось, что самый популярный спектакль — «Мы — цыгане». Мне не удобно самому об этом говорить, потому что я его поставил и был одним из соавторов. Неловко самому себя хвалить. Но, действительно, этот спектакль стал нашей визитной карточкой, и на нем всегда аншлаги.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply