Юбилей Аллы Суриковой. Какие фильмы подарила нам режиссер

Теорий смеха много. Мудрецы от Аристотеля до Бахтина пытались разгадать тайну смешного, пока не уперлись в безнадежную констатацию Лема: «Теория юмора — трудный орешек». На практике орешек пытаются расколоть комедиографы, но удается это самым упорным, которые тайну знают, но говорят о ней уклончиво. Например: «Если хочешь заставить человека улыбнуться, годится очень многое — от шлепка по заду до высоколобой шутки с тройным дном. В идеале такой — трехслойной — и должна быть кинокомедия. Одни засмеются, потому что этот ударил, а тот упал. Другие — потому что увидят в этом намек на политическую систему. Третьи почувствуют в невозмутимости упавшего этакое философское отношение к жизни. Но такого кина практически нет…».

Теория трехслойности принадлежит Алле Суриковой: только она умеет из шлепков выстроить философскую систему, поэтому ее картины так любимы публикой нескольких поколений. Она снимала в эпоху рыцарей нашей комедии Гайдая, Рязанова и одного из ее учителей Данелии, и теперь продолжает эти традиции. В новых поколениях киношников столь же достойных продолжателей нет — хотя, конечно, время тревог и печалей уже не дает поводов для того, чтобы петь и смеяться, как дети. «Основания для угрюмства, конечно, есть, — объясняет Сурикова. — Но не думаю, что раньше проблем было меньше. Что, меньше убивали? Скорее — больше. Просто делалось это тихо-тайно. 37-й год весь перешептывался — а пресса была безмятежна, и в кино шла «Волга-Волга». Народ в массе не знал, что у нас людей уничтожали. Сейчас наоборот — раздувается каждый слух. Я сопротивляюсь, как могу — наверное, такая внутренняя установка. Может, во мне живет ощущение… миссии — слишком громко звучит? Но что-то в этом роде».

Когда Аллу Сурикову спрашивают, сделает ли она совсем серьезное кино, она отвечает: «Не дождетесь!»

Смех, как кошка, умеет лечить. Кошка — потому что она лучший комедиограф мира, сочетающий смешное и теплое. Примерно этими качествами обладают фильмы Аллы Суриковой — они мило хулиганские, часто парадоксальные, щедро улыбчивые и неизменно теплые. «Моя вера в смешное, в его лечебную силу связана с бабушкой, которая была очень умной, и все ее звали «Карл Маркс». Она серьезно заболела, доктор прописал ей черный хлеб и чего-нибудь смешного. Мы бросились собирать анекдоты и ее смешили. И она поправилась. Я вообще думаю, что мир еще жив только потому, что умеет смеяться». А легкое хулиганство, вошедшее в плоть ее картин, заложено в Суриковой с детства: «У папы брат был родной, народный артист всего Советского Союза Леонид Ясиновский, он к нам приехал и привез куплеты из нового спектакля: «Вся Одесса-мама переполнета з ворами, настал критический момэнт — заедает темный элемэнт». Я все это выучила, спела друзьям в классе, они спели своим папам и мамам, те спели директору школы, а тот спел моим родителям — и меня чуть не исключили из 4-го класса».

На IV фестивале «Дубль дв@» фильм Аллы Суриковой «Вы не оставите меня» получил Специальный приз. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Карьеру будущая комедиографиня начинала в театре имени Крупской города Фрунзе. Мечтала стать актрисой, но стала машировшицей — соскребала краску с отживших задников. Ей такое было не впервой — она уже успела побывать слесарем-сборщиком и грузчиком. Этот театр с его закулисными нравами Сурикова потом вывела в одной из лучших своих картин — «Вы не оставите меня», единственной у нее мелодраме, но с комедийным уклоном. Окончила филфак в Киеве, стала лингвистом, училась кино в Москве, где работает и теперь, виртуозно сочетая несочетаемое — чувство кино с чувством слова. Сняла два с лишним десятка улыбчивых фильмов. На пороге нового тысячелетия основала фестиваль «Улыбнись, Россия!», где всячески поддерживает вечно хиреющую российскую кинокомедию, с оптимизмом встречая даже самые унылые, но с искоркой картины. Учит студентов делать кино и понимать прекрасное — организовала им поездку по провинциальным музеям, из которой возникла серия учебных фильмов: «Карелия, Сургут, Тольятти, Шушенское… вы давно были в Шушенском? Ну вот. Мы же страны не знаем! Кругом возникают очаги культурной жизни — стихийно и на голом энтузиазме. Студенты приезжают вот с такими глазами!». А когда Андрей Миронов выдает свой упоительный музыкальный номер в ее вестерне «Человек с бульвара Капуцинов», всем ясно, что она не только комедиограф, но и потенциальный мастер еще не снятого мюзикла.

Всей своей практикой Алла Сурикова задолго до сегодняшнего гендерного бунта легко доказала то, что никак не могут доказать батальоны его амазонок: сильные стороны «слабого пола» в кино. Это открытость, искренняя расположенность к зрителям. Талант сложной простоты и незашифрованной сложности. Чисто женское обаяние интеллекта. Вера в добро и в хороших людей. В Петербурге Аллу Сурикову наградили призом «За немеркнущую зрительскую любовь», точно определив ее способ общения с верной ей публикой. А о том, в каких муках рождались ее солнечные комедии, Алла Сурикова очень весело рассказала в блистательно написанной книге «Любовь со второго взгляда».

Аристократическая пятерка

В дни юбилея многие решат заново пересмотреть любимые картины — их без конца крутит телевидение, они есть в Сети. Выделить из любимых самые любимые почти невозможно, но попробую набрать пять, в моем списке — лидирующих.

1. «Вы не оставите меня». Комедия-мелодрама. Пронзительная история о том, как в зашоренной идеологией, сотрясаемой политическими арестами советской стране жизнь брала свое — была и нарядной, и беспечной, и оптимистичной. Действие происходит в начале 50-х, когда и романтика, любовь и душевная чистота имели несопоставимо большее значение, чем теперь — они и помогали жить. Неотразимые Александр Балуев, Елизавета Боярская, Елена Сафонова, Сергей Никоненко, Игорь Скляр, Александр Адабашьян… 2006.

кадр из фильма «Вы не оставите меня» Фото: kinopoisk.ru

2. «Человек с бульвара Капуцинов». Вестерноватая комедия, звездная пародийная импровизация на темы американского жанрового кино, веселая авантюра с неутомимым пропагандистом только что родившегося кинематографа на Диком Западе. Неповторимые Андрей Миронов, Михаил Боярский, Александра Яковлева, Олег Табаков, Николай Караченцов, Лев Дуров… 1987.

кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Фото: kinopiosk.ru

3. «Две стрелы». Первобытная комедия. Единственный советский фильм, действие которого протекает в каменном веке. Глава рода расследует жуткое убийство; виноваты, как всегда, люди искусства, пусть и доисторического. По сценарию Александра Володина. Снимались Армен Джигарханян, Александр Кузнецов, Николай Караченцов, Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник…1989.

кадр из фильма «Две стрелы» Фото: kinopoisk.ru

4. «Хочу в тюрьму». Горькая комедия о талантливом механике, который в «ревущие 90-е» в поисках работы связывается с преступной группировкой» не подозревая о том, во что ввязался. Когда его начинает разыскивать милиция, он делает все, чтобы отсидеться в голландской тюрьме, которая на порядок гуманнее нашей. Играют Владимир Ильин, Наталья Гундарева, Алла Клюка… 1998.

кадр из фильма «Хочу в тюрьму» Фото: kinopoisk.ru

5. «Будьте моим мужем». Безоблачная комедия флирта из времен, когда найти жилье в курортном городе было почти невозможно. В результате нехитрой хитрости в один узел завязываются судьбы матери-одиночки Наташи (Елена Проклова) и такого же неудачника, врача-педиатра Виктора (Андрей Миронов). Ничем не замутненное зрительское удовольствие. 1981.

кадр из фильма «Будьте моим мужем» Фото: kinopiosk.ru

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply